Разработка системы внутреннего контроля, системы управления рисками, других систем управления

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» каждый экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль рисков и совершаемых фактов хозяйственной жизни, и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
Управление рисками – это процесс, который начинается при разработке стратегии предприятия и затрагивает всю деятельность организации.Он направлен на определение событий, которые могут влиять на организацию, и на управление связанным с этими событиями риском, а также на контроль того, чтобы не был превышен риск-аппетит организации и предоставлялась разумная гарантия достижения целей организации.

кубик с изображением системы внутреннего контроля

Часто  - стратегическое планирование осуществляется по принципу «снизу вверх» (от частного к общему, а долгосрочная программа развития формируется как «сумма» среднесрочных программ, и переход в область детального  планирования происходит  до прохождения стадии верхнеуровневого целеполагания

Должно быть наоборот  – планирование должно происходить по принципу «сверху вниз»:

планирование сверху вниз

Внутренний контроль может рассматриваться как составная часть системы управления рисками:
  • Надзор за управлением рисками обеспечивает Совет директоров.
  • Ответственность несет руководитель организации, который  является «владельцем» данного бизнес-процесса
  • Ключевые обязанности по поддержке данного процесса выполняют директор по управлению рисками и/или  руководитель службы внутреннего контроля, финансовый директор, и другие должностные лица.
  • Прочие менеджеры обеспечивают поддержку философии организации в области управления рисками, управляют рисками в рамках своих зон ответственности, с учетом допустимых для них уровней риска.

Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:

  • а) контрольная среда;
  • б) оценка рисков;
  • в) процедуры внутреннего контроля;
  • г) информация и коммуникация;
  • д) оценка внутреннего контроля.
Наша компания имеет опыт разработки нормативных документов и постановки соответствующих бизнес-процессов по внедрению систем управления рисками и других систем управления.